Законодательная страда
После летнего затишья депутаты Государственной Думы вернулись на осеннюю сессию, которая станет последней в V созыве. Поскольку саморегулирование постепенно приобретает все большую значимость во многих отраслях российской экономики и в первую очередь – в строительной отрасли, немалая часть законопроектов, которые рассмотрит Госдума в эту сессию, так или иначе затронет саморегулирование в строительстве.
В ближайшее время в нижнюю палату Федерального Собрания поступит проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации». Поскольку документ призван привести в соответствие нормы различных законодательных актов, в нем содержится множество изменений, касающихся терминологии.
Он также регламентирует порядок заключения договоров о подготовке документации по планировке территории между лицами, заинтересованными в получении земельных участков для строительства, и органами местного самоуправления. Кроме того, в законопроекте корректируются правила предоставления земельных участков и полномочия органов местного самоуправления по вопросам землеотведения.
На осеннюю сессию запланировано рассмотрение во втором чтении поправок в «Закон о саморегулируемых организациях» и другие акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций. Поправки формируют единый порядок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций. В законопроекте:
- более подробно регламентирована процедура проверок СРО;
- определен круг прав и обязанностей участников проверок;
- конкретизирован перечень документов, которые СРО должны передавать в контролирующий орган.
Поправки в «Закон о саморегулируемых организациях» направлены на установление единого порядка осуществления контроля за деятельностью саморегулируемых организаций различного вида. С их помощью будут уточнены права и обязанности контролирующих органов и саморегулируемых организаций, регламентированы процедуры проведения проверок и установлена ответственность должностных лиц. В силу того, что предлагаемый законопроект затрагивает сложившийся порядок вещей для строительных и проектных СРО, которые в первую очередь руководствовались в своей работе Градостроительным кодексом, можно прогнозировать, что его утверждение займет длительное время, с существенными корректировками вносимых предложений.
По существу законопроекта, предусматривающего формирование СРО в области пожарной безопасности, позиция строительных СРО не изменилась. Необходимо тщательно проработать вопрос создания и дальнейшей деятельности и функций «пожарных» СРО. Можно доработать и подготовить новые нормативы, можно ввести требования к повышению квалификации в области пожарной безопасности и проверять получаемые специалистами знания посредством проведения аттестации. Есть разные методы и строительное сообщество готово их обсуждать. Мы не против создания подобных СРО, мы против дублирования одних и тех же функций, когда одно, например, разрешение, будут выдавать различные организации.
Рассмотрения поправок, касающихся введения негосударственной экспертизы, без преувеличения, ожидают все строительные организации. Сегодня для получения разрешения на строительство необходимо заключение государственной экспертизы. Однако государственные экспертные организации перегружены, в результате сроки получения разрешения растягиваются. Введение негосударственной экспертизы, несомненно, позволит сократить сроки и упростить процесс согласований.
До конца этого года пройдет обсуждение во втором чтении законопроекта, направленного на устранение коллизий законодательства, связанных с принятием Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".
Законопроект определяет порядок формирования на федеральном уровне перечня документов по стандартизации в области строительства, который необходим для соблюдения требований технического регламента. В перечень могут включаться национальные, международные, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, если они зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Перечень будет пересматриваться и актуализироваться не реже, чем раз в пять лет.
Озвученные изменения позволяют создать единое правовое поле для реализации требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений, что крайне важно в связи с переходом на добровольное использование СНиПов.
Кроме того, в документе раскрывается предмет государственной экспертизы, что представляется особенно важным в преддверии перераспределения сфер ответственности между государственной и негосударственной экспертизой в проектировании и инженерных изысканиях.
Интересна еще одна инициатива, которая напрямую не связана со строительством, однако, по своему смыслу согласуется с главной задачей саморегулирования в строительной отрасли – обеспечением безопасности зданий и сооружений. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект закладывает основы экспертизы промышленной безопасности и определяет правила саморегулирования в данной сфере.
В эту законодательную сессию, по-видимому, состоится ранее отложенное второе чтение законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности и в статью 141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». В прошлый раз рассмотрение было перенесено из-за резко негативной реакции строительного сообщества. Данный законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, сфера деятельности которых частично пересекается со сферой деятельности строительных СРО. Из текста законопроекта следует, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты, а также выполнение огнезащитных и трубо-печных работ потребует вступления в пожарные СРО.
До истечения полномочий нынешней Думы, вероятно, состоится второе чтение крайне ожидаемого проектным и изыскательским сообществом законопроекта № 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Именно в этом документе содержатся поправки, предусматривающие введение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации. Этот же законопроект регулирует вопросы эксплуатации зданий и сооружений и устанавливает имущественную ответственность их собственников. Цель законопроекта: обеспечить нормальное развитие конкуренции экспертизы и повысить безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, а также представить легальное определение «технического заказчика» вместо «заказчика»
Осень 2011 также пройдет в обсуждениях поправок ФЗ-94 и Федеральной контрактной системы. Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития Российской Федерации уже вынесли свои предложения по реформированию системы госзакупок на публичное обсуждение. Строительное сообщество, безусловно, будет играть не последнюю роль в формировании той концепции, которая будет принята в качестве базы для преобразований. Показательно, что ФАС официально обратилась в Национальное объединение строителей с просьбой принять участие в обсуждении законопроекта о внесении изменений в ФЗ-94.
Стоит отметить, что большая часть перечисленных законопроектов дорабатывается при активном участии строителей, изыскателей и проектировщиков. На примере ФАС становится очевидно, что структуры государственной власти начинают приобретать заинтересованность в совместной работе с саморегулируемым сообществом, использовать их опыт и поддержку. Это является индикатором того, что развитие саморегулирования в строительстве происходит в верном направлении.