Правовой режим подземных вод: трудности и особенности
Трудности с пониманием и соблюдением правового режима подземных водных объектов начинаются с неопределённости их границ как предметов права собственности. Как отмечалось в юридической литературе, было и остаётся неясным, до каких пределов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объекты.
Дмитрий СИВАКОВ, эксперт ООО «ЗемЭко», ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, к. ю. н.
Согласно ст.5 ВК РФ, границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Однако в законодательстве о недрах пока нет ответа на этот вопрос. Очевидно, что граница и структура подземного водного объекта должна соотноситься с границей горного (или геологического) отвода. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, т.к. недра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному собственнику - государству. Однако с развитием рыночных отношений в области природопользования, внедрения частной собственности на некоторые участки недр подземные водные объекты могут стать отдельным предметом права пользования по условиям договора добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым законодательством о недрах1. Итак, требуется уточнение в федеральном законодательстве границ подземных водных объектов, без чего невозможно их понимание как самостоятельных объектов водных отношений. Согласно ВК РФ, устанавливаются некоторые признаки правового режима подземных водных объектов. В частности, предусматриваются резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищённых от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг подземных вод. Однако отношения по поводу подземных водных объектов регулируются, главным образом, законодательством о недрах, которое само находится на стадии постоянного обновления.
Согласно ст.59 ВК РФ, физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается режим, во многом схожий с режимом водоохранных зон. Не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов. Иначе возможно сильное загрязнение подземных водных объектов.
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. В целом подземные водные объекты подвержены гораздо меньшему негативному воздействию, чем поверхностные реки и озёра. Однако в последние десятилетия в России (как и в странах СНГ) прослеживается рост загрязнения, засорения и истощения подземных вод. Это касается не только таких промышленных центров, как Москва, Санкт- Петербург, Курск. Депрессии уровня подземных вод касаются таких пригородов столицы, как Люберцы и Мытищи2. Как сообщает пресса, некоторые предприятия закачивают загрязнённые производственные сточные воды в глубокие подземные горизонты, создавая тем самым угрозу даже для вод речного стока. Прокуратура и Ростехнадзор через суд стремятся остановить закачивание химически загрязнённых стоков, содержащих отходы первого класса опасности (в том числе, и ртуть)3. Важную роль в деле охраны водного фонда вообще и подземных вод в частности будет играть Водная стратегия до 2020г. Она рассчитана на модернизацию российской экономики с целью снижения водоёмкости ВВП на 40% или экономии электроэнергии на сумму более 20 млрд. рублей в год.
Одной из задач Водной стратегии является снижение антропогенной нагрузки на воды России. В основу Водной стратегии не заложено существенное повышение налогового давления на реальный сектор нашей экономики. Поэтому предприятия, применяющие современное оборудование и не допускающие превышения нормативов водопользо- вания, не будут платить за водопользование больше, уже установленных сумм. В свою очередь, хозяйствующим субъектам, расходующим воду с превышением нормативов, придется платить платежи в пять раз выше, чем в настоящее время. С 2016 года будет введена единая штрафная ставка – 120-кратная стоимость тарифа, который исчисляется из соотношения количества загрязняющих веществ на единицу объёма воды. Единственный способ предотвратить эти убытки – уже сейчас вложить деньги в водоочистные сооружения. Многочисленным предприятиям придётся потратить на это 720 миллиардов рублей. В то же время, обещано субсидирование процентных ставок кредита на закупку современного оборудования. Даётся понять, что на этот раз проблемным предприятиям не спрятаться за коррупционной лазейкой лимитной системы4. На реализацию этого масштабного инфраструктурного проекта планируется вложить 700 млрд. рублей, из которых федеральное финансирование составляет 500 млрд. рублей5. Решения в рамках Водной стратегии в определённой мере предопределят реализацию прогрессивного европейского принципа: «Вода платит за воду» и возвращение к компенсационным по своему характеру платежам. Хочется надеяться, что претворение в жизнь установок Водной стратегии улучшит состояние водного фонда России.
Источник: http://ano-epicentr.ru/epi/analytics