Размещение оборудования и зданий на основе анализа распределения потенциального территориального риска при проектировании опасного производственного объекта СУГ

Размещение оборудования и зданий при проектировании опасного производственного объекта СУГ производится в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее, при соблюдении нормативных расстояний, имеется возможность расположить оборудование и здания наиболее безопасно, используя методологию анализа риска.

Статья 93 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает нормативные значения пожарного риска для производственных объектов. В соответствии с п.1 данной статьи величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год (10-6 год). В тоже время в соответствии с п.3 этой статьи - для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска 10-6 в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение до одной десятитысячной в год (10-4 в год). При этом для производственного персонала объекта, который непосредственно подвергается повышенному риску, следует предусмотреть меры по обучению персонала, а также по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.

Результаты анализа риска используются при декларировании промышленной безопасности опасных производственных объектов. Основные задачи анализа риска аварий на опасных производственных объектах заключаются в представлении лицам, принимающим решения объективной информации, в том числе сведений о наиболее опасных, «слабых» местах с точки зрения безопасности, обоснованных рекомендаций по уменьшению риска.

На этапе размещения (обоснования инвестиций или проведении предпроектных работ) или проектирования опасного производственного объекта - целью анализа риска, как правило, являются:

- выявление опасностей и априорная количественная оценка риска с учетом воздействия поражающих факторов аварии на персонал, население, имущество и окружающую природную среду;

- обеспечение учета результатов при анализе приемлемости предложенных решений и выборе оптимальных вариантов размещения опасного производственного объекта, применяемых технических устройств, зданий и сооружений опасного производственного объекта с учетом особенностей окружающей местности, расположения иных объектов и экономической эффективности;

- обеспечение информацией для разработки инструкций, технологического регламента и планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

- оценка альтернативных предложений по размещению опасного производственного объекта или техническим решениям.

Обобщенная оценка риска (или степень риска) аварий должна отражать состояние промышленной безопасности с учетом показателей риска от всех нежелательных событий, которые могут произойти на опасном производственном объекте, и основываться на результатах интегрирования показателей рисков всех нежелательных событий (сценариев аварий) с учетом их взаимного влияния.

Практика показывает, что использование сложных количественных методов анализа риска зачастую дает значение показателей риска, точность которых для сложных технических систем невелика. В связи с этим проведение полной количественной оценки риска более эффективно для сравнения источников опасностей или различных вариантов мер безопасности (например, при размещении объекта), чем для составления заключения о степени безопасности объекта. Однако, количественные методы оценки риска всегда очень полезны, а в некоторых ситуациях и единственно допустимы, в частности, для сравнения опасностей различной природы, оценки последствий крупных аварий или для иллюстрации результатов.

Результаты анализа риска так же должны содержать распределение потенциального территориального риска, характеризующего максимальное значение частоты поражения человека от возможных аварий для каждой точки площадки объекта и прилегающей территории.

0903-1

Рис. 1. Первоначальный план размещения оборудования и зданий на объекте приема, хранения СУГ и его регазификации

В качестве иллюстрации использования предлагаемой методологии имеем первоначальный план размещения оборудования и зданий на объекте приема, хранения СУГ и его регазификации.

Используя методологию построения распределения (поля) потенциального территориального риска с учетом особенностей, присущих для объектов СУГ, строим суммарное поле потенциального территориального риска (см. рис. 3 а). Суммарное поле потенциального территориального риска является суперпозицией полей, полученных от емкостного оборудования, трубопроводов, шлангов и зданий с оборудованием СУГ (см. рис. 2 а-г). Анализируя распределение потенциального риска можно сделать вывод, что здание насосно-компрессорного отделения 8, при данном расположении зданий, попадает в зону максимального территориального риска, как при реализации всех сценариев, так и при реализации сценариев аварий связанных с разгерметизацией шлангов. С целью снижения риска для персонала находящегося в здании насосно-компрессорного отделения 8 (хотя индивидуальный риск и не превышал допустимый) были предложены альтернативные варианты размещения зданий 8, 1. Результаты расчетов распределения потенциального территориального риска для альтернативных вариантов размещения зданий приведены на рис. 3 б-в и показывают, что данные варианты размещения позволяют снизить индивидуальный риск персонала объекта в среднем до 12%.

Вывод. Используя методологию построения распределения (поля) потенциального территориального риска, при проектировании объектов СУГ, можно просчитывать (подбирать) варианты расположения оборудования и зданий, позволяющие снижать уровни риска для персонала объектов.

0903-2

Рис. 2. Поле потенциального территориального риска от:

а) емкостного оборудования; б) трубопроводов; в) шлангов; г) зданий с оборудованием с СУГ

0903-3

Рис. 3. Суммарное поле потенциального территориального риска

а) первоначальный вариант размещения; б-в) альтернативные варианты размещения

 

Литература

1. Федеральный закон – «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.

2. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

3. СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» (СП 62.13330.2011 Актуализированная редакция).

4. РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов», утвержденные Госгортехнадзором России от 10 июля 2001 г. № 30.

5. РД 03-14-2005 – «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений»;

6. РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта». Утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26 апреля 2000 г. № 23;

7. ГОСТ Р 12.3.047-98 – «Пожарная безопасность технологических процессов»;

8. СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;

9. СТО Газпром 2-2.3-351-2009 «Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «ГАЗПРОМ».

10. Сафонов В.С., Одишария Г.Э., Швыряев А.А.. Теория и практика анализа риска в газовой промышленности. — Москва: 1996. — 207 с., ил.;

11. Лыков С.М., Гражданкин А.И., Лисанов М.В., Печеркин А.С., Сумской С.И. Анализ риска газонаполнительных станций //Безопасность труда в промышленности. – 2001. - № 8. - С. 25-30.

12. Нечаев А.С., Березкин Н.Д., Регулирование промышленной безопасности на объектах сжиженных углеводородных газов // Безопасность труда в промышленности. – 2003. - № 9. - С.11-12.

13. Феоктистов А.А., Березкин Н.Д. Состояние промышленной безопасности на газонаполнительных станциях //Безопасность труда в промышленности. – 2007. – № 5. - С.15-16.

Источник: www.sibgazovik.ru

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…