Объекты капстроительства как ОПО
Владимир АРЕФЬЕВ,
ветеран Госгортехнадзора России,
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
ветеран Госгортехнадзора России,
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Предлагается органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (губернаторам, областным правительствам и министерствам строительства и ЖКХ, а также руководителям муниципальных образований) применение СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 «Сварочные работы. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ» как обязательного при проведении строительного контроля техническим заказчиком при исполнении государственных и муниципальных заказов.
Стандарт СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 определяет полноту качества выполнения сварочных работ, конкретные требования к специалистам сварочного производства (мастерам, технологам) и сварщикам, порядка их допуска к работе, технологиям сварки, контролю качества сварных соединений (предусмотренных в технологиях сварки (ППСР), к свариваемым, сварочным материалам и оборудованию и порядку их допуска к применению, порядку проведения контроля качества непосредственно при сборке деталей перед сваркой и при формировании сварных швов, оформлению исполнительной документации, включая Журнал сварочных работ.
Единственный в строительстве обязательный к исполнению СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87», (далее СП), включенный в Перечень … сводов правил … , утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521, не обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», так как в нем отсутствуют требования либо ссылки на сварочные регламенты, предусмотренные в СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012.
Сварочные регламенты (нормативные правовые акты (НПА) Ростехнадзора: ПБ 03-273-99, РД 03-495-02, РД 03-613-03, РД 03-614-03, РД 03-615-03, РД 03-606-03 применяются десятки лет как обязательные на опасных производственных объектах. За это время на данных объектах не зарегистрировано случаев разрушений, аварий и инцидентов. Таким образом, сварочные регламенты надежно обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации на опасных производственных объектах.
Острая необходимость применения в любом строительстве сварочных регламентов Ростехнадзора предопределена следующим.
1. В строительстве отсутствуют сварочные регламенты, действующие на обязательной основе, в том числе в разделе 10 СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» (действующего на обязательной основе, согласно пункту 47 Перечня национальных стандартов..., утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521) отсутствуют конкретные критерии оценки качества и ссылки на сварочные регламенты, в том числе:
1.1. Согласно п. 10.1.1 СП для лиц по осуществлению руководства сварочными работами отсутствуют критерии квалификации, порядок и условия их допуска к работе для выполнения ими трудовой функции, соответствующие требованиям НПА Минтруда России и Ростехнадзора либо ссылки на НПА.
На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 г. № 63 и «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утв. приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 г.
1.2. Согласно п. 10.1.2 СП сварочные работы должны производиться по проекту производства сварочных работ (технологиям сварки), технологическим картам по сварке, входящим в комплект исполнительной документации.
Но сварочные технологии (ППСР) не входят в состав проектной документации. НОПРИЗ своим письмом от 18.04.2017 г. № 1-ЮЛ/06-237/17-0-0 подтверждает, что «... сварочные работы должны выполняться в соответствии с производственно-технологической документацией по сварке, которая не входит в состав проектной документации».
В данном пункте СП отсутствуют критерии оценки качества, предъявляемые к сварочным технологиям, порядку разработки и условия допуска их в производство, а так же к лицам по их разработке либо ссылки на НПА Ростехнадзора и Минтруда РФ.
На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются РД 03-615-03 «Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. № 103.
1.3. Согласно п. 10.1.3 СП сварку должны выполнять сварщики, имеющие профессиональный диплом (удостоверение) сварщика и квалификационное удостоверение, выданное в соответствии с «Правилами аттестации сварщиков ...».
С 01.07.2013 г. (даты ввода СП в действие) произошли изменения в Федеральном законодательстве, в том числе в Трудовом Кодексе РФ, а именно: вступили в силу ФЗ № 122-ФЗ от 02.05.2015 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс ...» , ФЗ № 238-ФЗ от 03.07.2016 г. «О независимой оценке квалификаций», а также Минтрудом изданы приказы № 701н от 28.11.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Сварщик» и № 215 от 09.04.2018 г. «О внесении изменений в некоторые выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», согласно которым отменены разряды для сварщиков по ЕТКС и введены уровни по профессиональному стандарту «Сварщик». На этом основании для качественного выполнения сварочных работ профессионального диплома сварщика недостаточно.
Также в СП не конкретизированы «Правила аттестации сварщиков», согласно которым должно выдаваться квалификационное удостоверение для допуска сварщика к выполнению сварочных работ и согласно которым определен порядок и условия допуска сварщика к сварке; также нет ссылки на НПА Ростехнадзора.
Таким образом, не определены конкретные критерии оценки качества, предъявляемые к сварщику, порядок и условия допуска его к сварочным работам.
На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются ПБ 03-273-99.
1.4. Согласно п. 10.1.9 СП к сварочным материалам не предъявляются требования, предусмотренные сварочной технологиией, а также при их поставке не предусматриваются сопроводительные документы, подтверждающие их качество, как для опасных производственных объектов.
На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются РД 03-613-03 «Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. № 101.
1.5. Согласно п. 10.1.14 СП к сварочному оборудованию не предъявляются требования, предусмотренные сварочной технологией; а к сопроводительной документации – требования, согласно Техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования», утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 г. № 753 и РД 03-614-03 «Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. № 102.
Указанный Технический регламент и РД 03-614-03 обязательны к применению на опасных производственных объектах.
1.6. Согласно п. 10.2.19 СП не предусмотрен порядок обязательного проведения визуального и измерительного контроля прихваток и сварных соединений креплений сборочных и монтажных приспособлений, определяемых внешним осмотром и измерениями и нет ссылок на НПА.
На опасных производственных объектах на обязательной основе применяется визуальный и измерительный контроль согласно требований РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. № 92.
На опасных производственных объектах на обязательной основе применяется визуальный и измерительный контроль согласно требований РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. № 92.
1.7. Согласно п. 10.4.2 СП не определен порядок и очередность проведения видов неразрушающего контроля и устранения дефектов.
На опасных производственных объектах порядок и очередность проведения видов неразрушающего контроля определяется РД 03-606-03.
1.8. Согласно п. 10.4.3 СП, на которое ссылается своем письме Минстрой РФ от 13.07.2017 г. № 24902-АС/08, «Методы и объемы контроля должны соответствовать требованиям проектной документации, таблице 10.6 и ППСР.
Из п. 1.2 ( п.10.1.2 СП) следует следующее:
– технологии сварки в состав проектной документации не входят,
– СП не предусмтривает критериев оценки качества, предъявляемых к разработке и самой технологии сварки, к методам и объемам контроля качества сварочных швов и сварных соединений, предусмотренные ППСР (технологией сварки), а также нет ссылок на НПА Ростехнадзора,
– СП также не предусматривает критерии оценки качества, предъявляемые к разработчкам технологий сварки, порядка и условий допуска лиц к разработке технологий сварки или ссылки на НПА Ростехнадзора.
– технологии сварки в состав проектной документации не входят,
– СП не предусмтривает критериев оценки качества, предъявляемых к разработке и самой технологии сварки, к методам и объемам контроля качества сварочных швов и сварных соединений, предусмотренные ППСР (технологией сварки), а также нет ссылок на НПА Ростехнадзора,
– СП также не предусматривает критерии оценки качества, предъявляемые к разработчкам технологий сварки, порядка и условий допуска лиц к разработке технологий сварки или ссылки на НПА Ростехнадзора.
На объектах капитального строительства, построенным без технологий сварки, соответствующих РД 03-615-03, не проводится контроль качества сварки, т.е. данные объекты не гарантированы от разрушений и представляют потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей.
При существующей системе проектирования зданий и сооружений (проектирование не предусмтривает виды и объемы контроля качества сварных соединений, определенные в ППСР), экспертизы такой проектной документации, строительства, государственного строительного надзора, строительного контроля, приемки объектов строительства без соблюдения требований безопасности, соответствующих сварочным регламентам Ростехнадзора, без персональной ответсвтенности за качество сварки и сварных соединений на каждом этапе строительства, действующим СП 70.13330.12 предопределено строительство потенциально опасных для жизни и здоровья людей объектов капитального строительства.
1.9. Согласно п. 10.5.1 СП производственный контроль качества выполнения монтажных сварных соединений, арматуры, закладных и соединительных изделий должен осуществляться в соответствии с ППСР (технологией сварки). Проблема данного пункта аналогична пункту 10.4.3 СП.
1.10. Согласно п. 10.5.2 СП не конкретизированы объемы входного и операционного контроля персоналом генподрядчика (субподрядчика), осуществляющего сварочные работы, а также порядок проведения этих видов контроля.
На опасных производственных объектах входной и операционный контроль в обязательном порядке проводится согласно РД 03-606-03.
К проведению входного и операционного контроля должен допускаться персонал в соответствии с требованиями ПБ 03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2002 г. № 3, не ниже 4 уровня по профессиональному стандарту «Контролер сварочных работ», утв. приказом Минтруда от 01.12.2015 г. № 908 н.
2. Отсутствие сварочных регламентов для применения при проектировании, экспертизе проектной документации, строительстве зданий и сооружений объектов капитального строительства признано, в том числе:
– Ростехнадзором (письма от 07.08.2017 г. № 09-03-07/9710, от 13.06.2017 г. № 09-00-04/6864, от 01.09.2017 г. № 00-07-04/1485),
– правительством Ленинградской области (письмо от 09.02..2016 г. № 04-32/16-0-1),
– министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области (письмо от 11.04.2017 г. № 3355),
– НОСТРОЙ (письмо от 07.03.2017 г. № 05-01-1453/17),
– НОПРИЗ (письмо от 18.04.2017 г. № 1-ЮЛ/06-237/17-0-0),
– Техническим Комитетом по стандартизации ТК-364 «Сварка и родственные процессы» Росстандарта (решение от 15.05.2017 г.).
– Ростехнадзором (письма от 07.08.2017 г. № 09-03-07/9710, от 13.06.2017 г. № 09-00-04/6864, от 01.09.2017 г. № 00-07-04/1485),
– правительством Ленинградской области (письмо от 09.02..2016 г. № 04-32/16-0-1),
– министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области (письмо от 11.04.2017 г. № 3355),
– НОСТРОЙ (письмо от 07.03.2017 г. № 05-01-1453/17),
– НОПРИЗ (письмо от 18.04.2017 г. № 1-ЮЛ/06-237/17-0-0),
– Техническим Комитетом по стандартизации ТК-364 «Сварка и родственные процессы» Росстандарта (решение от 15.05.2017 г.).
3. При такой системе строительства объектов капитального строительства бессмысленны экспертиза проектной документации, государственный строительный надзор, при осуществлении которых рассматриваются только проектная документация и технические регламенты, но не рассматриваются сварочные регламенты.
4. Строительство объектов капитального строительства строительными организациями ведется без соблюдения требований сварочных регламентов и регламентов контроля качества сварных соединений. Строительными организациями не проводится входной, операционный контроль и не оформляются документы входного контроля и исполнительная документация, соответствующая регламентам по сварке и контролю качества сварных соединений.
Подтверждением некачественного строительства являются оформленная ненадлежащим образом исполнительная документация, включая Журналы сварочных работ. Такие объекты являются потенциальной угрозой для жизни и здоровья людей.
Строительство с применением сварки жилых домов, например: в г. Чебаркуле, Физкультурных оздоровительных комплексов, например: ФОК в г. Южноуральске Челябинской области в 2016 году,- было осуществлено без соблюдения требований безопасности, соответствующих требованиям сварочных регламентов и регламентов контроля качества сварных соединений, и подтверждается отсутствием документации входного контроля и ненадлежащим образом оформленных Журналов сварочных работ.
5. На этом основании существует постоянная потенциальная угроза разрушений целиком зданий и сооружений объектов капитального строительства, жизни и здоровью людей, утраты государственного имущества и имущества граждан, в том числе при локальном взрыве газа в отдельных помещениях (квартирах), в случаях легких землетрясений в 3–4 балла, проходящих мимо тяжелых грузовых составов железнодорожных поездов, стихийных природных воздействий, применения климатического оружия и др.
6. Средства массовой информации периодически информируют пока об единичных разрушениях жилых домов по всем этажам (целиком подъездов), пострадавших людях в связи со взрывом газа в одной из квартир, например, в г. Волгограде 20.12.2015 г., в г. Ярославле 16.02.2016 г. В то же время в г. Донецке такие же жилые дома выдержали взрывы боевых снарядов, но не обрушились и были восстановлены. Данные здания были построены с применением сварки. Легкие землетрясения в 3–4 балла уже были в Челябинской и Свердловской области в 2015 году, в 4 балла – на территории Челябинской, Свердловской областей и Башкирии в 2018 году, но территории крупных городов, где построены жилые многоквартирные пяти- и большей этажности дома с применением сварки, пока не коснулись.
7. Необходимость применения указанных выше сварочных регламентов в строительстве, согласно СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012, и собственно СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 в существующей редакции подтвердили 17 ученых (4 д.т.н. и 13 к.т.н.), 6 экспертов высшей квалификации в области сварки и контроля качества сварных соединений ведущих мировых и российских специализированных в области сварки институтов (15), в том числе, ОАО НПО «ЦНИИТМАШ», МГТУ им. Н.Э. Баумана и т.д., а также ведущих экспертных организаций в области сварки (6): АНО Центр экспертизы и сертификации «Техкранэнерго», НТЦ «Сварка и контроль в строительстве» и т.д.
8. Технический Комитет по стандартизации ТК-364 «Сварка и родственные процессы» Росстандарта 15.05.2017 г. при участии представителей НОСТРОЙ (ТК-400), Ростехнадзора, СРО НП «НАКС», ООО «НЭДК», ООО «ЦПС «Сварка и Контроль» на основании результатов экспертной оценки СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 (в редакции от 20.01.2017 г.) подтвердил своим решением необходимость применения данного стандарта и предложил:
– актуализировать (усилить) данный стандарт Федеральными нормами и правилами «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утв. приказом РТН от 14.03.2014 г. № 102;
– государственным надзорным органам при осуществлении государственного строительного надзора применить СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 в целях обеспечения уровня безопасности свариваемых конструкций при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая строительство многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости, а также распространить данный стандарт на все этапы строительства.
– актуализировать (усилить) данный стандарт Федеральными нормами и правилами «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утв. приказом РТН от 14.03.2014 г. № 102;
– государственным надзорным органам при осуществлении государственного строительного надзора применить СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 в целях обеспечения уровня безопасности свариваемых конструкций при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая строительство многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости, а также распространить данный стандарт на все этапы строительства.
9. Согласно требованиям Федерального законодательства:
– ст. 16.1 п. 4 № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. в редакции ФЗ № 255-ФЗ от 21.07.2011 г., № 104-ФЗ от 05.04.2016 г.,
– Градостроительного кодекса РФ в части о договоре строительного подряда,
– ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. в части конкурсной документации,
в качестве технических регламентов (взамен государственных стандартов и сводов правил либо при их отсутствии) допускается применять: предварительные национальные стандарты РФ, стандарты организаций (СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012) и (или) иные документы (НПА Ростехнадзора) для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
– ст. 16.1 п. 4 № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. в редакции ФЗ № 255-ФЗ от 21.07.2011 г., № 104-ФЗ от 05.04.2016 г.,
– Градостроительного кодекса РФ в части о договоре строительного подряда,
– ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. в части конкурсной документации,
в качестве технических регламентов (взамен государственных стандартов и сводов правил либо при их отсутствии) допускается применять: предварительные национальные стандарты РФ, стандарты организаций (СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012) и (или) иные документы (НПА Ростехнадзора) для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
10. Стандарты НОСТРОЙ к применению на территории Сахалинской области были приняты еще в 2011 году. СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 на законном основании могут быть приняты другими субъектами РФ.
11. Утверждение о необоснованности затрат строительных организаций на соблюдение сварочных регламентов несостоятельно.
11.1. Затраты на аттестации сварщиков, руководителей сварочных работ, специалистов контроля качества (визуальный и измерительный контроль), сварочных технологий, подтверждение качества сварочного оборудования в пересчете затрат на год для одной строительной организации в Челябинской области составляют 50 тыс. рублей, то есть равны цене 1 кв.м в жилом доме 97 серии. Доля затрат строительной организации на обеспечение и подтверждение качества сварочных работ в пересчете на строительство одного девятиэтажного шестисекционного жилого дома 97 серии стоимостью в 500 млн. рублей составляет 0,01%.
11.2. У приобретателя квартиры имеется риск потерять квартиру стоимостью от 2 500 000 рублей и свою жизнь при отсутствии гарантии (подтверждения) качества сварочных работ и ответственных за качество сварки из-за экономии 50 тыс. рублей в год строительной организацией и из-за отсутствия требований применения в строительстве сварочных регламентов.
Например, строительство жилых домов 97 серии, физкультурных оздоровительных комплексов в 2014–2017 годов было осуществлено без соблюдения требований безопасности, соответствующих требованиям сварочных регламентов, что может быть подтверждено отсутствием документации входного контроля и оформленными ненадлежащим образом Журналами сварочных работ.
Например, строительство жилых домов 97 серии, физкультурных оздоровительных комплексов в 2014–2017 годов было осуществлено без соблюдения требований безопасности, соответствующих требованиям сварочных регламентов, что может быть подтверждено отсутствием документации входного контроля и оформленными ненадлежащим образом Журналами сварочных работ.
12. Должностные лица всех уровней, связанные и участвующие в строительстве, в нарушение Федеральных законов, в том числе ст. 1, ст. 3 ч. 6 ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вводят в заблуждение приобретателей, в том числе квартир, (где была сварка) в части:
– защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,
– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей,
– механической безопасности зданий и сооружений.
– защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,
– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей,
– механической безопасности зданий и сооружений.
Приложение №1
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СВАРОЧНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО КОНТРОЛЮ СВАРИВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СВАРОЧНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО КОНТРОЛЮ СВАРИВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1. ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 г. № 63.
2. РД 03-495-02 «Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 25.06.2002 г. № 36.
3. РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 11.06..2003 г. № 92.
4. РД 03-613-03 «Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», утв. Постановлением Госгортехнадзора Росии от 29.06.2003 г. № 101.
5. РД 03-614-03 «Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 29.06.2003 г. № 102.
6. РД 03-615-03 «Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», утв. постановлением Госгортехнадзора Росии от 29.06.2003 г. № 103.
7. ФНП в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах»*.
8. РД 03-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г. (с изм. от 15.12.2011 г.)*.
Примечание.
1. Данные ПБ, РД, ФНП являются нормативными правовыми актами, так как изданы и введены в действие Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая является Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве объектов капитального строительства, согласно п. 2 и п. 3 постановления Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 г.
2. Применение данных документов, за исключением со значком*, предусмотрено в СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 пунктом 4.1, согласно Решения Совета НОСТРОЙ о внесении поправки от 20.01.2017 г.
3. Данные НПА актуальны при проведении сварочных работ при строительстве.
Приложение № 2
РЕШЕНИЕ коллегии Министерства строительства Сахалинской области
г. Южно-Сахалинск 11 ноября 2011 г.
п. 5.3. Государственным и муниципальным заказчикам рассмотреть и принять для обязательного использования при проведении строительного контроля утвержденные стандарты НОСТРОЙ (приложение 1).
п. 5.4. НП СРО «Сахалинстрой»....
п. 5.4.2. Поднять требовательность к специалистам, заявленным на проведение строительного контроля строительных и специализированных аккредитованных лабораторий.
п. 5.4.3. Организовать и провести семинар для руководителей членов СРО по изучению принимаемых стандартов СРО
п. 5.3. Государственным и муниципальным заказчикам рассмотреть и принять для обязательного использования при проведении строительного контроля утвержденные стандарты НОСТРОЙ (приложение 1).
п. 5.4. НП СРО «Сахалинстрой»....
п. 5.4.2. Поднять требовательность к специалистам, заявленным на проведение строительного контроля строительных и специализированных аккредитованных лабораторий.
п. 5.4.3. Организовать и провести семинар для руководителей членов СРО по изучению принимаемых стандартов СРО