Экологическое предпринимательство в сфере обращения с отходами

Необходимость создания федеральной некоммерческой структуры, объединяющей предприятия, занимающиеся обращением с отходами, назрела давно. При поддержке Совета Федерации РФ и администрации Президента РФ был создан Национальный Союз предприятий, занятых в сфере обращения с отходами. На выходе - изменения в действующее законодательство, которые позволят сделать эту сферу производственной деятельности экономически выгодной и экологически эффективной.

2211-2

Александр ВЕСЕЛОВ,
председатель Союза Экологов Республики Башкортостан, руководитель республиканской Ассоциации по обращению с отходами производства и потребления РБ, юрист-эколог

Устав Союза относит к основным своим целям содействие формированию современной национальной индустрии обращения с отходами производства и потребления, основанное на принципах частно-государственного партнерства, обеспечение экологической безопасности общества в данной сфере на уровне мировых стандартов, законотворческие инициативы, привлечение инвестиций, защиту прав и законных интересов членов Союза, привлечение широкой общественности к участию в проектах и программах, связанных с обращением с отходами и т.д.

Республика Башкортостан стала вторым субъектом федерации после С.-Петербурга, где создано объединение предпринимателей по переработке отходов. Суть формализованного объединения субъектов малого и среднего бизнеса в данной отрасли состоит в следующем. 5 апреля 2010 года введены изменения и дополнения в федеральное законодательство о некоммерческих объединениях, дающих право таких социально-ориентированных объединений (в том числе в сфере охраны окружающей среды) быть полноправными участниками федеральных, региональных и муниципальных программ. Действующее законодательство о конкуренции и антимонополии, о государственной и муниципальной гражданской службе, о рекламе, положения о министерствах и ведомствах прямо запрещают содействие со стороны государственных и муниципальных служащих коммерческим интересам конкретных фирм (вне конкурсных механизмов участия). Практика «крышевания» чиновниками аффилированных коммерческих фирм уже давно и массово перешла границы требований антикоррупционного законодательства, поэтому законодатель и ввел требования об участии государства в развитии, к примеру, рынка экологических работ и услуг, через общественные (некоммерческие) объединения. Обратите, в частности, внимание, что Положение о Министерстве природопользования и экологии РБ содержит указание о взаимодействии министерства с общественными объединениями, но не предусматривает какого-либо содействия чиновников в отношении коммерческих структур.

Таким образом, создание отраслевых объединений малого и среднего бизнеса - это веление не только времени, но и требования законодательства. К тому же создание отраслевых ассоциаций и союзов, а также соответствующих межведомственных советов отраслевых рынков, прямо предусмотрено федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства. Практическую полезность такого объединения для рынка отходов, для очистки населенных пунктов от отходов, для каждого своего члена наша Ассоциация уже доказала, причем не вмешиваясь в сугубо коммерческую деятельность членов объединения. Отчеты о работе Ассоциации публикуются ежегодно.

Государственный экологический контроль в стране резко ослаблен, несмотря на наличие мощных, но слабоэффективных министерств и ведомств. Общественный экологический контроль почти на нуле, что объясняется непрестижностью и конфликтностью экологии в условиях неокапитализма в России. Призыв «не кошмарить бизнес» обернулся против обеспечения экологической безопасности населения и интересов дикой природы, и частный производственный сектор экономики сегодня просто «плюет» на общество, увеличивая свою прибыль за счет сокращения или полного исключения природоохранных затрат, одновременно коррупционно разлагая соответствующие контролирующие структуры. При таком положении - слабости государственной экологической политики и общественного мнения, предприятия- природопользователи отнюдь не стремятся создавать условия для развития экологического предпринимательства выделением средств, к примеру, на переработку своих отходов, в лучшем случае «отмывая» выделенные экологические средства через созданные при этих предприятиях свои коммерческие фирмы. Таким образом, малому бизнесу, который живет за счет деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды») остро требуется помощь и взаимодействие со стороны природоохранных органов и со стороны общественных экологических организаций, которые фактически и создают спрос на экологические услуги через государственный и общественный экологический контроль. Это еще один довод в пользу необходимости деятельности некоммерческих объединений предпринимателей.

Есть и еще одна специфическая черта пока еще слабого и неразвитого (в отличие от торговли) экологического предпринимательства - его высокая коррупциогенность. Повышенным спросом пользуются услуги тех экологических фирм, которые по заказу предприятия занижают класс опасности и количество образующихся отходов, исключают из разрешительной документации наиболее опасные отходы, применяют демпинговые цены на переработку отходов и т.д. Рынок отходов в республике информационно закрыт, основан на системе «откатов», почти недоступен новым фирмам из-за уже сложившихся коррупционных связей. К примеру, в прошлогодней межрегиональной выставке «Уралэкология» в Уфе приняли участие всего 3 фирмы по переработке отходов. Причина проста: действующие фирмы бояться «отсвечивать» на выставке, а новые или зарубежные (извне республики) почувствовали бесполезность выставлять свои технологии и услуги. Открытие рынка отходов для инвестиций, для инноваций, для добросовестной конкуренции - это одна из основных задач нашей Ассоциации и Национального Союза.

Проблемы и перспективы развития республиканского рынка отходов будут обсуждаться на 2-м республиканском съезде экологических предпринимателей, проведение которого намечено на март следующего года. А пока Ассоциация по обращению с отходами производства и потребления РБ получила доверенность от Национального союза на представление интересов Союза в республике и вошла в состав Совета Союза.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…