Экологическое предпринимательство в сфере обращения с отходами
Необходимость создания федеральной некоммерческой структуры, объединяющей предприятия, занимающиеся обращением с отходами, назрела давно. При поддержке Совета Федерации РФ и администрации Президента РФ был создан Национальный Союз предприятий, занятых в сфере обращения с отходами. На выходе - изменения в действующее законодательство, которые позволят сделать эту сферу производственной деятельности экономически выгодной и экологически эффективной.
Устав Союза относит к основным своим целям содействие формированию современной национальной индустрии обращения с отходами производства и потребления, основанное на принципах частно-государственного партнерства, обеспечение экологической безопасности общества в данной сфере на уровне мировых стандартов, законотворческие инициативы, привлечение инвестиций, защиту прав и законных интересов членов Союза, привлечение широкой общественности к участию в проектах и программах, связанных с обращением с отходами и т.д.
Республика Башкортостан стала вторым субъектом федерации после С.-Петербурга, где создано объединение предпринимателей по переработке отходов. Суть формализованного объединения субъектов малого и среднего бизнеса в данной отрасли состоит в следующем. 5 апреля 2010 года введены изменения и дополнения в федеральное законодательство о некоммерческих объединениях, дающих право таких социально-ориентированных объединений (в том числе в сфере охраны окружающей среды) быть полноправными участниками федеральных, региональных и муниципальных программ. Действующее законодательство о конкуренции и антимонополии, о государственной и муниципальной гражданской службе, о рекламе, положения о министерствах и ведомствах прямо запрещают содействие со стороны государственных и муниципальных служащих коммерческим интересам конкретных фирм (вне конкурсных механизмов участия). Практика «крышевания» чиновниками аффилированных коммерческих фирм уже давно и массово перешла границы требований антикоррупционного законодательства, поэтому законодатель и ввел требования об участии государства в развитии, к примеру, рынка экологических работ и услуг, через общественные (некоммерческие) объединения. Обратите, в частности, внимание, что Положение о Министерстве природопользования и экологии РБ содержит указание о взаимодействии министерства с общественными объединениями, но не предусматривает какого-либо содействия чиновников в отношении коммерческих структур.
Таким образом, создание отраслевых объединений малого и среднего бизнеса - это веление не только времени, но и требования законодательства. К тому же создание отраслевых ассоциаций и союзов, а также соответствующих межведомственных советов отраслевых рынков, прямо предусмотрено федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства. Практическую полезность такого объединения для рынка отходов, для очистки населенных пунктов от отходов, для каждого своего члена наша Ассоциация уже доказала, причем не вмешиваясь в сугубо коммерческую деятельность членов объединения. Отчеты о работе Ассоциации публикуются ежегодно.
Государственный экологический контроль в стране резко ослаблен, несмотря на наличие мощных, но слабоэффективных министерств и ведомств. Общественный экологический контроль почти на нуле, что объясняется непрестижностью и конфликтностью экологии в условиях неокапитализма в России. Призыв «не кошмарить бизнес» обернулся против обеспечения экологической безопасности населения и интересов дикой природы, и частный производственный сектор экономики сегодня просто «плюет» на общество, увеличивая свою прибыль за счет сокращения или полного исключения природоохранных затрат, одновременно коррупционно разлагая соответствующие контролирующие структуры. При таком положении - слабости государственной экологической политики и общественного мнения, предприятия- природопользователи отнюдь не стремятся создавать условия для развития экологического предпринимательства выделением средств, к примеру, на переработку своих отходов, в лучшем случае «отмывая» выделенные экологические средства через созданные при этих предприятиях свои коммерческие фирмы. Таким образом, малому бизнесу, который живет за счет деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды») остро требуется помощь и взаимодействие со стороны природоохранных органов и со стороны общественных экологических организаций, которые фактически и создают спрос на экологические услуги через государственный и общественный экологический контроль. Это еще один довод в пользу необходимости деятельности некоммерческих объединений предпринимателей.
Есть и еще одна специфическая черта пока еще слабого и неразвитого (в отличие от торговли) экологического предпринимательства - его высокая коррупциогенность. Повышенным спросом пользуются услуги тех экологических фирм, которые по заказу предприятия занижают класс опасности и количество образующихся отходов, исключают из разрешительной документации наиболее опасные отходы, применяют демпинговые цены на переработку отходов и т.д. Рынок отходов в республике информационно закрыт, основан на системе «откатов», почти недоступен новым фирмам из-за уже сложившихся коррупционных связей. К примеру, в прошлогодней межрегиональной выставке «Уралэкология» в Уфе приняли участие всего 3 фирмы по переработке отходов. Причина проста: действующие фирмы бояться «отсвечивать» на выставке, а новые или зарубежные (извне республики) почувствовали бесполезность выставлять свои технологии и услуги. Открытие рынка отходов для инвестиций, для инноваций, для добросовестной конкуренции - это одна из основных задач нашей Ассоциации и Национального Союза.
Проблемы и перспективы развития республиканского рынка отходов будут обсуждаться на 2-м республиканском съезде экологических предпринимателей, проведение которого намечено на март следующего года. А пока Ассоциация по обращению с отходами производства и потребления РБ получила доверенность от Национального союза на представление интересов Союза в республике и вошла в состав Совета Союза.