• tn1019 200
    № 10 (155) Октябрь 2019
  • reg0519 200
    № 5 (67) Сентябрь-Октябрь 2019
  • gn0319 200
    № 3 (35) 2019 г.
  • tn0919 200
    № 9 (154) Сентябрь 2019
  • tn0819 200
    № 8 (153) Август 2019
  • reg0419 200
    № 4 (66) Июль-Август 2019
  • tn0719 200
    № 7 (152) Июль 2019
  • gn0219 200
    № 2 (34), 2019 г.
  • reg0319 200
    № 3 (65) Май-Июнь 2019
  • tn0519 200
    № 5-6 (150-151) Май-Июнь 2019
  • tn0419 200
    № 4 (149), Апрель 2019
  • reg0219 200
    № 2 (64) Март-Апрель 2019
  • tn0319 200
    № 3 (149), Март 2019
  • gn0119 200
    № 1 (33), 2019 г.
  • reg0119 200
    № 1 (63) Январь-Февраль 2019
  • tn0219 200
    № 1-2 (146-147) Январь-Февраль 2019

В Общественной палате прошли слушания, посвященные реформированию контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора

news120517-114 февраля 2018 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Алексей Алёшин выступил в Общественной палате Российской Федерации (ОП РФ) с докладом, посвященным реформированию контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора. Организаторами мероприятия выступили комиссия ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами и Ростехнадзор.
 
 
Алёшин рассказал историю образования службы, а также сферу деятельности, которая входит в компетенцию Ростехнадзора. По его данным, общая штатная численность территориальных органов ведомства в 2017 году составила 7 тысяч 85 человек, из них инспекторский состав насчитывает 5 тысяч 70 человек, или 71,6% от общей численности. Общее число сотрудников в 2004 году на момент образования Ростехнадзора составляло 22 тысячи 100 человек. «На сегодняшний день предельная численность составляет 7 тысяч 745 человек», - сказал Алёшин, подчеркнув, что одним из эффективных показателей деятельности Службы, с учетом произошедших сокращений инспекторского состава, является состояние аварийности и смертельного травматизма на поднадзорных объектах.
 
news190218-2.1
 
Сотрудники Ростехнадзора осуществляют функции по контролю в отношении 174 тысяч опасных производственных объектов (ОПО), свыше 2 миллионов объектов государственного энергетического надзора, около 1800 объектов использования атомной энергии и предприятий, работающих в этой сфере. По словам руководителя Ростехнадзора, снижение уровня смертельного травматизма на ОПО за тот же период составило 67,7% (с 489 до 158 несчастных случаев со смертельным исходом). Этот показатель стал наименьшим, а значит наилучшим за всю историю Службы. При этом из них в результате аварий травмы, несовместимые с жизнью, получили 34 человека (21,5%).
 
Алёшин отметил, что за 7 лет смертность в результате аварий на поднадзорных объектах в количественном выражении снизилась более чем в 4 раза, а в относительном – почти двукратно. «В результате принимаемых государством мер по снижению производственных издержек бизнеса неуклонно снижается количество плановых проверок. Если в 2013 году их было 72 тысячи 134, то в 2017 году – 37 тысяч 553. Проведенная в 2014 году классификация ОПО позволила сосредоточить внимание на наиболее опасных направлениях и объектах. В результате этого количество плановых проверок по отношению к 2013 году сократилось на 75,6%», - сказал Алёшин.
 
При этом количество нарушений обязательных требований остается на высоком уровне. В прошлом году их было выявлено свыше 1 миллиона, 2 тысячи 151 раз приостанавливалась деятельность предприятий в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. «Фактически это означает, что мы предотвратили более 2 тысяч аварий, которые могли повлечь, в том числе, гибель людей», - подчеркнул глава Ростехнадзора.
 
Рассказав о ситуации со всеми видами надзора, которые входят в компетенцию службы, Алёшин отметил, что в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзором за последние годы полностью обновлена законодательная и нормативная базы, которые позволили внедрить новые подходы в регулировании промышленной безопасности. Принято 32 федеральных закона, 64 постановления Правительства Российской Федерации, 104 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Фактически нормативно-правовая база Ростехнадзора полностью актуализирована, устаревшие нормативные акты времен СССР не используются.
 
Внедрена риск-ориентированная модель надзора, позволившая за 4 года сократить количество плановых проверок на 75%. С 1 января 2017 года на аналогичную модель «переведен» и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, готовится к внедрению риск-ориентированного подхода сфера федерального государственного энергетического надзора. Практика подтверждает, что общая тенденция к снижению количества проверок происходит без ущерба уровню безопасности.
 
news190218-2.2
 
Алёшин сообщил, что в настоящее время внедряется динамическая модель надзора на основе дистанционного мониторинга параметров работы предприятий. Информация о значениях критических для безопасности параметров технологических процессов, выводимая на пульты диспетчеров, будет дублироваться в Ростехнадзоре. Динамическая модель, основанная на объективных данных, позволит прогнозировать аварии, а значит – даст время на реакцию. Кроме того, новое качество планирования проверок позволит:
1) снизить риск аварий за счет более точного приложения усилий;
2) сократить нагрузку на бизнес, исключив необоснованные внеплановые проверки и уменьшив количество плановых;
3) минимизировать прямое общение инспекторов с поднадзорными организациями и сопутствующие коррупционные риски.
 
Вся работа строится на базе отечественного программного продукта, не имеющего аналогов. Сейчас идут тестовые испытания и доработка применения этой системы в различных отраслях.
Для более эффективной работы планируется внедрить систему "Электронный инспектор". Собственники и эксплуатанты опасных производственных объектов получат возможность в "личном кабинете" пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований безопасности. Программный комплекс, база которого будет содержать все обязательные требования к производственным объектам, в автоматическом режиме проанализирует данные, поступившие от эксплуатирующих организаций, сформирует предварительный перечень возможных нарушений и выдаст информацию о санкциях, которые могут быть применены в случае выявления таких нарушений реальным инспектором.
 
По мнению Алёшина, назрела необходимость коренным образом перестроить работу так называемых служб производственного контроля. Анализ их деятельности свидетельствует о неэффективности этого института. Службы производственного контроля законодательно наделены широкими полномочиями, которые позволяют решать практические любые вопросы контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Однако многими организациями (особенно эксплуатирующими ОПО низких классов опасности) эта норма не соблюдается, а на предприятиях, где эти службы работают, выявляются случаи попыток сокрытия инцидентов и аварий. Предложения Ростехнадзора заключаются в изменении правового регулирования деятельности этих служб. Соответствующие предложения готовятся.
 
В последнее время, особенно после отмены процедуры утверждения экспертиз промышленной безопасности фиксируется рост экспертиз, имеющих признаки заведомой ложности. Согласно направленным в органы МВД материалам, характерными моделями преступных действий является подделывание реквизитов экспертных организаций, подписей экспертов, в материалы дел подкладываются не соответствующие действительности документы. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о пересмотре лицензионных требований к экспертным организациям в направлении конкретизации уровня ответственности за принятые решения.
 
Также в настоящее время в бизнес-сообществе прорабатывается вопрос целесообразности возвращения Ростехнадзору функции по утверждению заключений экспертиз промышленной безопасности в отношении объектов I и II классов опасности.
 
news190218-2.3 
В рамках осуществления приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Ростехнадзор проводит публичные обсуждения для поднадзорных организаций. Принимая участие в публичных обсуждениях, общественные объединения и предпринимательское сообщество в формате диалога затрагивают актуальные вопросы в сфере деятельности Ростехнадзора. 
 
По словам Алёшина, одним из важных направлений деятельности является профилактика коррупционных правонарушений. «Анализ ситуации по фактам коррупционных проявлений в отношении государственных служащих Ростехнадзора свидетельствует об устойчивой тенденции на снижение фактов коррупции в Службе: в 2015 году – 21 случай, в 2016 – 19, в 2017 – 15 случаев. При этом в центральном аппарате Службы фактов коррупции нет. Таким образом, за последние три года количество таких проявлений снизилось почти на 30%», - подчеркнул Алёшин.
 
В рамках мероприятия члены Общественной палаты задали руководителю Ростехнадзора вопросы по деятельности службы и получили на них развернутые ответы.
 

Происшествия, административная практика

news240519-2

Одобрен законопроект о сводных расчетах загрязнения атмосферного воздуха

Май 24, 2019
На заседании Правительства РФ был рассмотрен и одобрен проект федерального закона о сводных расчетах загрязнения атмосферного воздуха, представленный Минприроды России, сообщает пресс-служба ведомства. Глава Минприроды Д. Кобылкин доложил, что законопроект разработан во исполнение поручения Президента РФ и призван обеспечить решение задач федерального проекта «Чистый…

Выставки  

NDT2019 100x100     yamal2019 100x100     weldex19 100x100     100х100 vvc2019     100х100 tatnf2019     NDT2019 100х100 vis

Партнеры