• tn0918 200
    № 9 (142), Сентябрь 2018
  • reg0418 200
    № 4 (60) Июль-Август 2018
  • en0418 200
    № 4 (104) Июль-Август 2018
  • gn0218 200
    № 2 (30), 2018 г.
  • en0318 200
    № 3 (103) Май-Июнь 2018
  • tn0718 200
    № 7 (140) Июль 2018
  • tn0618 200
    № 6 (139) Июнь 2018
  • reg0318 200
    № 3 (59) Май-Июнь 2018
  • en0218 200
    № 2 (102) Март-Апрель 2018
  • tn0517 200
    № 5 (138) Май 2018
  • reg0218 200
    № 2 (58) Март-Апрель 2018
  • tn0418 200
    № 4 (137) Апрель 2018
  • gn0118 200
    № 1 (29), 2018 г.
  • reg0118 200
    № 1 (57) Январь-Февраль 2018
  • tn0318 200
    № 3 (136), Март 2018
  • en0118 200
    № 1 (101) Январь-Февраль 2018

Разливы нефти. Новое в законодательстве

news220218-12018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча». Нефтесодержащая жидкость растеклась подо льдом на расстоянии 400 м. 25 января в Сызранском районе Самарской области произошла утечка бензина в месте прохождения продуктопровода Сызранского нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего «Роснефти». Площадь разлива составила около 1,2 тыс. кв. метров.
 
Мировая практика показывает, пишет «Российская газета», что даже при современном уровне технологий в нефтедобывающей отрасли возможны аварии вплоть до катастрофических, и когда они случаются, крайне важно быстро устранять последствия. Об этом шла речь на заседании Правительства РФ 25 января 2018 года.
 
Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что разливы нефти и нефтепродуктов наносят «огромный ущерб окружающей среде, и для восстановления экологических систем в пострадавших районах могут понадобиться десятилетия, а, может быть, даже иногда столетия. Поэтому в нефтегазовой отрасли необходимо придерживаться самых высоких стандартов, это мировая практика, тенденция».
 
– Но если все-таки подобные аварии случаются, то крайне важно быстро устранять их последствия. Для этого у всех организаций нефтегазовой отрасли должны быть планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Сейчас компании готовят и согласовывают эти планы в региональных органах власти, после чего документ утверждается федеральными органами. Но нередки случаи, когда эти процедуры затягиваются.
 
Месяцем ранее, 25 декабря 2017 года, комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты о правовом регулировании отношений в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
 
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования» (далее соответственно – законопроект 2, КоАП) подготовлены Минприроды России.
 
В настоящее время для морских акваторий Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №287-ФЗ) для организаций установлен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план) при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
 
Для сухопутных территорий аналогичное регулирование на законодательном уровне отсутствует, так же как и полномочия Правительства России по установлению требований в этой сфере.
 
Для сухопутных территорий действует порядок, установленный постановлением Правительства от 21 августа 2000 года №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
 
В соответствии с этим порядком организации на сухопутных территориях подготавливают и направляют планы в региональные и федеральные органы власти на согласование, которое, как правило, затягивается по времени в связи с отсутствием регламентации сроков и необходимости учета противоречивых позиций согласующих органов, после чего план утверждается Минэнерго России и МЧС России. Существующая процедура утверждения планов приводит к затягиванию срока ввода в эксплуатацию построенных объектов нефтяной отрасли.
 
В целях ликвидации этого правового пробела, оптимизации и создания прозрачного регулирования законопроектом 1 предлагается внести изменения в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливающие по аналогии с федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» уведомительный порядок утверждения плана ЛАРН на сухопутных территориях.
 
Учитывая гораздо более значительное количество нефтегазовых объектов на суше по сравнению с морскими акваториями, законопроектом 1 вместо обязательности наличия заключения государственной экологической экспертизы на проект плана предлагается ввести согласование проекта плана Росприроднадзором, что более оптимально по срокам и процедурам (например, не требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду, упрощенный порядок внесения изменений в план).
 
В целях установления механизма контроля за соответствием планов установленным требованиям предусмотрен порядок их утверждения.
 
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен утверждаться организацией, осуществляющей на сухопутных территориях добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов при условии, что у этой организации имеются:
– заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов (такое заключение выдается по результатам комплексных учений по подтверждению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов);
– согласование Росприроднадзора.
 
Эксплуатирующая организация должна направлять уведомление об утверждении плана в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом России, Правительством России, с приложением утвержденного плана.
 
Кроме того, предлагается внести изменения в статью 8 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части наделения Правительства России полномочием устанавливать требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов.
 
Законопроектом 2 предлагается установить меры административной ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, непредставлением, несвоевременным представлением, представлением не в полном объеме или представлением заведомо недостоверных сведений о мероприятиях по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, невыполнением в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
 
В настоящее время ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена статьей 20.6 КоАП.
 
Однако учитывая, что не все случаи разливов нефти и нефтепродуктов могут быть отнесены к чрезвычайным ситуациям, самостоятельный предмет регулирования сферы деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также важную роль стимулирования принятия мер для недопущения разливов нефти и нефтепродуктов и предотвращения загрязнения компонентов окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, законопроектом 2 предусмотрено дополнение главы 8 КоАП статьей 8.48, устанавливающей ответственность за:
– отсутствие утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или несоответствие такого плана установленным требованиям, а также невыполнение предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районе ведения деятельности, в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующих установленным требованиям;
– отсутствие подтверждения финансирования предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие собственной или привлеченной на договорной основе аварийно-спасательной службы (формирования), сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
 
Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 ст. 23.1 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП, определяющие полномочия судей по рассмотрению дел и полномочия надзорных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей.
 
В этих целях предлагается установить, что составлять протоколы по нарушениям, предусмотренным статьей 8.48, могут органы государственного экологического надзора (в пределах своих полномочий) и органы федерального государственного транспортного надзора (в пределах своих полномочий), то есть органы Росприроднадзора на суше и Ространснадзора на воде.
 
Также предусмотрены изменения в статью 23.29 КоАП, наделяющие полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях должностных лиц Росприроднадзора.
 
Статья 19.5 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, при этом положение ч. 1 ст. 19.5 КоАП носит универсальный характер.
 
Установленные размеры административных штрафов, налагаемые в соответствии с ч. 1 ст.19.5 КоАП, не способствуют повышению роли и значимости государственного экологического надзора.
 
В связи с этим предлагается статью 19.5 КоАП дополнить частями 33 и 34, устанавливающими повышенные размеры штрафа.
 
Повышение штрафных санкций будет стимулировать природопользователей к выполнению в установленные сроки предписаний, позволит изменить сложившуюся практику их невыполнения природопользователями на протяжении длительного периода времени.
 
Использованы материалы http://government.ru

Происшествия, административная практика

news050618-3

АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» возместило ущерб, причиненный окружающей среде

Июнь 05, 2018
Сотрудники Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры в 2017 г. проверили соблюдение норм и требований природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности в АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». В ходе контрольных мероприятий было установлено, что на трубопроводах, эксплуатируемых компанией, на протяжении 2016-2017 гг. происходили аварии. В…

Выставки  

NDT2018 100x100     yamal2018n 100x100     GT 100x100     weldex18 100x100     IZ2018 100x100     Defectoskopy18 100x100   

100x100 NDT2018     100x100 tnf2018     100х100 montajelectro2018     100x100 gce2018     ugolmining2018 100x100     MetrolExpo 100x100   

100х100 gnt2018     100x100 nec8

Партнеры