Особенности аттестации персонала по электробезопасности
Процесс получения работниками, работающими на электроустановках или применяющими в работе электроинструмент, степени допуска II–V группы подразумевает предаттестационную подготовку в специализированных центрах подготовки персонала с последующим приемом комиссией экзамена и присвоением определенной группы. На практике возникают интересные нюансы. Рассмотрим их на примере аттестации в республике Татарстан.
Аттестация проводится в виде компьютерного тестирования. Это очень удобно, поскольку нет нужды собирать комиссию и можно одновременно тестировать большое количество людей, благо правила это позволяют (кроме первичной проверки знаний). Уровень сложности (количество возможных вопросов) зависит от группы, на которую аттестуется работник. Программа выбирает 20 вопросов и предлагает варианты ответов, для положительного результата необходимо правильно ответить на 16 вопросов (не менее 80%), и через 10 рабочих дней можно получить удостоверение.
Казалось бы, все просто. Однако на практике возникают сложности. Так, сдача экзамена по электробезопасности первых руководителей и их заместителей проводятся только в ЦЛАТИ (Центре лабораторного анализа и технических измерений) в Казани, независимо от того, в каком районе Татарстана работают эти специалисты. А это потеря, как минимум, одного рабочего дня. Обучение в ЦЛАТИ стоит 5000 рублей, в эту сумму входят и две дополнительные попытки бесплатной сдачи экзамена. Третья и последующие попытки оцениваются в 708 рублей, а по документам эта работа проходит как «Консультационные услуги». Часто сотрудники организаций проходят такую подготовку ежегодно, не зная, что срок действия свидетельства пять лет. Это выгодно учебным центрам и об этом умалчивается. Те же, кто более осведомлен, оплачивают экзамен и, если это необходимо, несколько дней тренировок на компьютере.
Если в организации применяется электроинструмент (без этого сейчас невозможно выполнять работы), то все монтажники должны иметь группу по электробезопасности и аттестовываться ежегодно, что обходится предприятию в кругленькую сумму. Предприимчивые руководители всеми способами стараются не проводить аттестацию, мотивируя это, например, тем, что идет монтаж только слаботочных систем.
Слабый контроль со стороны надзорных органов, а также инженеров по ОТ и ТБ заказчика на объекте позволяет уклониться от получения соответствующей квалификации и рабочим, несмотря на то, что «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» позволяют создать комиссию по проверке знаний электротехнического и электротехнологического персонала (п.п. 1.4.30, 1.4.31) внутри предприятия. В этом случае достаточно пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора пяти сотрудникам организации (допускается и трем – председателю, его заместителю и одному члену комиссии). А потом из них приказом руководителя создается комиссия. Таким образом, расходы становятся вполне посильными.
Еще один не вполне понятный вопрос: почему ЦЛАТИ выдает удостоверение о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках в виде ламинированного двухстороннего документа, вместо удостоверения установленного образца (форма удостоверения Приложения №2, 3 ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0.150-00)? Когда мы показываем республиканское удостоверение коллегам, работающим в других российских регионах, то это вызывает у них недоумение и улыбку.
Крупные татарстанские компании уже давно вышли за пределы республики и ведут работы, открыв свои филиалы в других городах. Это еще одна проблема для аттестационных комиссий предприятий, так как появляется необходимость выездных приемов экзаменов по электробезопасности. Это не очень удобно членам комиссии, поскольку производственные вопросы не позволяют выехать на несколько дней. Излишне говорить, что это также не приветствуется и заказчиком, поскольку для сдачи экзамена работники «снимаются» с объекта. Поэтому зачастую экзамены проводятся формально, на бумаге, в отсутствии экзаменуемых. А удостоверения выдаются на руки при записи в журнал учета проверки знаний правил работы в электроустановках (Приложение №7 ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0.150-00) самими работниками организации.