Обзор законопроектов, затрагивающих интересы строительных СРО
Поскольку саморегулирование постепенно приобретает все большую значимость во многих отраслях российской экономики и в первую очередь – в строительной отрасли, немалая часть законопроектов, которые Государственная Дума рассмотрит в осеннюю сессию, так или иначе затронет строительные СРО.
В ближайшее время в нижнюю палату Федерального Собрания поступит проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации». Поскольку документ призван привести в соответствие нормы различных законодательных актов, в нем содержится множество изменений, касающихся терминологии.
Кроме того, законопроект регламентирует порядок заключения договоров о подготовке документации по планировке территории между лицами, заинтересованными в получении земельных участков для строительства, и органами местного самоуправления. Также корректируются правила предоставления земельных участков и полномочия органов местного самоуправления по вопросам землеотведения.
На осеннюю сессию запланировано рассмотрение во втором чтении поправок в закон от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» и другие акты, регулирующие деятельность СРО. Поправки формируют единый порядок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, в частности:
- более подробно регламентирована процедура проверок СРО;
- определен круг прав и обязанностей участников проверок;
- конкретизирован перечень документов, которые СРО должна передавать в контролирующий орган.
Поправками будут уточнены права и обязанности контролирующих органов и саморегулируемых организаций, регламентированы процедуры проведения проверок и установлена ответственность должностных лиц. В силу того, что предлагаемый законопроект затрагивает сложившийся порядок вещей для строительных и проектных СРО, которые в первую очередь руководствовались в своей работе Градостроительным кодексом, можно прогнозировать, что его утверждение займет длительное время – с существенными корректировками вносимых предложений.
Рассмотрения поправок, предусматривающих введение негосударственной экспертизы, с нетерпением ждут все строительные организации. Сегодня для получения разрешения на строительство необходимо заключение государственной экспертизы. Однако государственные экспертные организации перегружены, в результате сроки получения разрешения растягиваются. Введение негосударственной экспертизы, несомненно, позволит сократить эти сроки и упростить процесс согласований.
До конца этого года пройдет обсуждение во втором чтении законопроекта, направленного на устранение коллизий законодательства, связанных с принятием технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».
Законопроект определяет порядок формирования на федеральном уровне перечня документов по стандартизации в области строительства, который необходим для соблюдения требований технического регламента. В перечень могут включаться национальные, международные, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, если они зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Перечень будет пересматриваться и актуализироваться не реже, чем раз в пять лет.
Озвученные изменения позволяют создать единое правовое поле для реализации требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», что крайне важно в связи с переходом на добровольное использование СНиПов.
Кроме того, в документе раскрывается предмет государственной экспертизы, что представляется особенно важным в преддверии перераспределения сфер ответственности между государственной и негосударственной экспертизой в области проектирования и инженерных изысканий.
Интересна еще одна инициатива, которая напрямую не связана со строительством, однако, по своему смыслу согласуется с главной задачей саморегулирования в строительной отрасли – обеспечением безопасности зданий и сооружений. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект закладывает основы проведения экспертизы промышленной безопасности и определяет правила саморегулирования в данной сфере.
В эту законодательную сессию, по-видимому, состоится ранее отложенное второе чтение законопроекта о внесении изменений в закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в статью 141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности. В прошлый раз рассмотрение было перенесено из-за резко негативной реакции строительного сообщества. Данный законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, сфера деятельности которых частично пересекается со сферой деятельности строительных СРО. Из текста законопроекта следует, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты, а также выполнение огнезащитных и трубо-печных работ потребует вступления в пожарные СРО.
Мы не против создания подобных СРО, мы против дублирования одних и тех же функций – например, когда одно разрешение будут выдавать различные организации.
До истечения полномочий нынешней Думы, вероятно, состоится второе чтение крайне ожидаемого проектным и изыскательским сообществом законопроекта № 417505-4 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Именно в этом документе содержатся поправки, предусматривающие введение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации. Этот же законопроект регулирует вопросы эксплуатации зданий и сооружений и устанавливает имущественную ответственность их собственников. Цель законопроекта: обеспечить нормальное развитие конкуренции экспертизы и повысить безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, а также представить легальное определение «технического заказчика» вместо «заказчика».
Осень 2011 года для депутатов пройдет также в обсуждениях поправок в закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральной контрактной системы. Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития РФ уже вынесли свои предложения по реформированию системы госзакупок на публичное обсуждение. Строительное сообщество, безусловно, сыграет не последнюю роль в формировании той концепции, которая будет принята в качестве базы для преобразований. Показательно, что ФАС официально обратилась в Национальное объединение строителей с просьбой принять участие в обсуждении законопроекта о внесении изменений в закон № 94-ФЗ.
***
Стоит отметить, что большая часть перечисленных законопроектов дорабатывается при активном участии строителей, изыскателей и проектировщиков. На примере ФАС становится очевидно, что структуры государственной власти заинтересованы в совместной работе с саморегулируемым сообществом, готовы использовать их опыт и поддержку. Это является индикатором того, что развитие саморегулирования в строительстве происходит в верном направлении.