Ростехнадзор: комментарии к требованиям АКЗ
Степень коррозии является основным критерием продления срока службы того или иного опасного производственного объекта, рассказал в интервью нашему изданию начальник межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях по хранению и переработке растительного сырья Уральского управления Александр ЗУБЧИК.
– Александр Витальевич, каковы требования, которые предъявляет Ростехнадзор в части антикоррозионной защиты и окраски поверхностей на опасных производственных объектах?
– Данные требования Ростехнадзора делятся на две основные составляющие. Это требования к нанесению лакокрасочных покрытий и требования
по защите ОПО от почвенной коррозии и блуждающих токов. Проверяя лакокрасочное покрытие, инспектор Ростехнадзора в первую очередь обращает внимание на качество подготовки поверхности (очищение от пыли, обезжиривание), на количество нанесенных слоев грунтовки (это количество должно соответствовать числу, предусмотренному в проекте). Проверяется сам тип покрытия, который должен соответствовать виду опасного производственного объекта. Например, цистерна для хранения нефтепродуктов должна иметь покрытие, химически стойкое к нефтепродуктам. Дальше проверяется количество слоев лакокрасочного покрытия, в какое время года оно было нанесено, при каких климатических условиях. В ряде нормативных документов устанавливается гарантийный срок покрытия, например, по резервуарам – десять лет.
При сдаче в эксплуатацию опасного производственного объекта после покраски Ростехнадзор требует предоставления актов на проведение толщинометрии лакокрасочного покрытия (проверка толщины и сплошности покрытия).
– О каких именно опасных производственных объектах идет речь?
– Поскольку я представляю химический надзор, то под контролем нашего межрегионального отдела находятся, например, окрасочные камеры, которые в Уральском регионе используются, в частности, для окраски танков, электровозов, цистерн. Данные камеры также относятся к категории опасных производственных объектов. Ростехнадзор проверяет установленное на них оборудование, а также меры безопасности при проведении окрасочных работ. При этом мы пользуемся нормативной технической документацией
как по промышленной безопасности, так и в сфере охраны труда. Проверяем также трубы, резервуары, предназначенные, в частности, для хранения нефтепродуктов. Сегодня на больших окрасочных предприятиях работает современное оборудование, которое производит напыление
под большим давлением. Но, к сожалению, малые монтажные организации не уделяют пристальное внимание тому, что трубы, особенно в теплоизоляции, нужно хорошо подготовить, обезжирить и качественно нанести лакокрасочное покрытие. А трубы до сих пор по старинке красят валиком или кисточкой, то есть нет внутреннего проникновения. Плохо прокрашиваются малодоступные места у труб. Дальше все это борачивается теплоизоляцией. Дальнейшая экспертиза промышленной безопасности снова выявляет, что в непокрашенном месте образовалась
самая минимальная толщина стенки трубы. Естественно, идет выбраковка этой трубы или снижение срока ее эксплуатации.
Основной критерий при продлении срока службы того или иного опасного производственного объекта химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также ОПО хранения, переработки и использования растительного сырья – толщина стенки, степень
коррозии стали. Именно в зависимости от толщины стенки ведутся дальнейшие расчеты. Если внутри оборудования замеры сделать невозможно
(например, там хранятся те же нефтепродукты), то ведется внешнее обследование на предмет обнаружения коррозии. Там, где лакокрасочное покрытие легло неравномерно, появляется точечно-язвенная коррозия. Отталкиваясь от минимальной толщины стенки в этой точке коррозии, идут расчеты на прочность всего оборудования, допустим, резервуара. Он может быть дальше весь хорошо покрашен, но если нашли хотя бы одну точку, то расчет идет, исходя из нее. А дальше мы или запрещаем эксплуатацию данного оборудования, или ставим минимальный срок из-за этой точки.
– Меняются ли требования Ростехнадзора в связи с появлением в последнее время большого количества принципиально новых материалов, которые используются при ведении окрасочных работ?
– Конечно, требования меняются. Новые ЛКМ уже производятся на водной основе или на полимерной, которая не является горючей. При работе с
такими материалами снижается взрывопожароопасность. Появились высокодисперсные материалы, частицы которых способны проникать внутрь металла. Это покрытие вполне может конкурировать с нержавеющей сталью и не уступает ей по эксплуатационным характеристикам. Трубы с внутренним нанесением такого материала сегодня широко применяются, в частности на авиапредприятиях, где производится перекачка нефтепродуктов. Производители этих материалов также нам подконтрольны и проверяются.