На ЧТЗ завершена проходившая комплексная экспертиза трех контрафактных бульдозеров
Завершена проходившая на заводе комплексная экспертиза трех контрафактных бульдозеров. По решению следственных органов, машины, ставшие вещдоками по уголовному делу, переданы на ответхранение "добросовестному покупателю", который приобрел эту технику, - предприятию ООО "Леноблэнергострой". Его представитель принял машины, которые на тралах отправлены в Санкт-Петербург.
Трактора под арестом
В мае 2011 года на отгрузочной площадке станции Челябинск-Грузовой были обнаружены три болотоходных трактора, подготовленных к отгрузке потребителю в Петербург с маркировкой новой продукции ЧТЗ. По факту выявления контрафактных тракторов Южноуральским управлением внутренних дел на транспорте, возбуждено уголовное дело по ст. 180 УК РФ "Незаконное использование товарного знака", предусматривающей в отношении виновных лиц наказание от штрафа в размере до 200 тыс. рублей до исправительных работ сроком до двух лет. Следствие ведется в отношении челябинского ООО "Энергомаш", где машины под маркой "ЧТЗ" собирали кустарным способом.
Три арестованных сотрудниками полиции трактора были доставлены на ЧТЗ для проведения дальнейших следственных действий - более детальной экспертизы с целью подтвердить факт изготовления контрафактной продукции и подготовить соответствующие документы в следственные органы.
Специалисты предприятия отметили, что качество изготовления арестованных тракторов ставит под сомнение возможность долгосрочной эксплуатации машин. Более того, такой уровень качества недопустим даже для капитального ремонта.
Новый или поддельный?
Начальник бюро отдела экономической безопасности ЧТЗ Иван Индин рассказал, что было проведено три независимых экспертизы. Одна из них - патентоведческая. Как установлено, в бульдозерах действительно использован товарный знак ЧТЗ и девять из 16 существенных признаков промышленного образца ЧТЗ, то есть технику намеренно позиционировали как изготовленную на Челябинском тракторном заводе. Чтобы выяснить, используются ли в конструкции рамы трактора технические решения, предусмотренные свидетельством, потребовалось почти полностью разобрать машины. Но это - позже, а сначала провели назначенную следователем технологическую судебную экспертизу.
В качестве независимых экспертов в ней участвовали специалист челябинского "Сертификационного центра автотракторной техники", руководители "Южно-Уральского экспертного центра" и испытательного центра Урал-НИИС-НАТИ.
Отвечая на вопросы следствия, эксперты установили, что на тракторах нигде нет маркировки или товарного знака ООО "Энергомаш", чьи реквизиты указаны в паспортах машин (ПСМ). Зато в кабинах - товарные знаки ООО "ЧТЗ - Уралтрак". А на заднем листе корпуса бортфрикционов каждого трактора в штатном месте находится табличка с товарным знаком ЧТЗ, на которой указаны модель "Т10МБ", номера машин и год выпуска - 2011-й. То есть техника якобы новая. Номера тракторов продублированы на верхнем листе корпуса бортфрикционов.
"Заводские" шильдики с тем же годом выпуска есть и на дизелях Д-180. Вот только цифры на всех табличках явно самодельные - "нанесены вручную ударным способом набором кернов". А на заводе эти цифры сегодня наносятся лазерным автоматом.
Оказалось, что дизели этих Б-10, как и сами машины "собраны самодельным способом" из бэушных узлов и деталей, а потому "не являются сертифицированной продукцией". На тракторах имеются самодельные детали и узлы, изготовленные с использованием универсального оборудования.
"Представленные на исследование тракторы не соответствуют сертификатам соответствия", заявленным в паспортах машин. А качество их сборки не отвечает требованиям ТУ - технических условий, заявленных на маркировочных табличках.
Более того: трактора Б-10 с такими номерами на ЧТЗ вообще не изготавливались.
Разобрать, чтоб разобраться
Для дальнейшей экспертизы гусеничные "вещдоки" перевезли в сборочно-комплектовочный цех ЧТЗ № 2 производства специальных машин, где тракторы разобрали, чтобы добраться до номеров, выбитых на рамах.
Комиссия определила, что рамы тракторов (лонжероны с корпусом бортфрикционов) старой конструкции, снятой с производства (возможно, даже с трактора Т-100). Портал рамы - самодельный, выполнен и приварен не по заводскому чертежу. Старый заводской номер корпуса бортфрикционов, выбитый на задней стенке, зачищен. Есть и другие отклонения от ЧТД. Словом, контрафакт налицо. Оставалось только снова собрать тракторы, после чего они были переданы на дальнейшее ответхранение покупателю.
ЧТЗ в лице заместителя генерального директора по безопасности Алексея Ирхина обратился к начальнику Южноуральского УВД на транспорте с заявлением о возбуждении уголовного дела еще по одной статье - 147 УК РФ - за нарушение и незаконное использование авторских и патентных прав. Поскольку кроме товарного знака ЧТЗ изготовитель техники - ООО "Энергомаш" - использовал при сборке тракторов раму гусеничной машины, на которую Челябинскому тракторному заводу принадлежит свидетельство на полезную модель.
Создать прецедент
Теперь, когда экспертизы завершены, казалось бы, расследование должно ускориться. Но, по словам Ивана Индина, пока идет только предварительное следствие по делу, поскольку еще...официально не установлено лицо, организовавшее на территории предприятия "ООО "Энергомаш" изготовление бульдозеров под торговой маркой "ЧТЗ". Может получиться, что некий "дядя Вася", прикрутивший шильдики на бэушный трактор и выбивший на них номера, действовал без ведома директора, во что, конечно, поверить трудно. Впрочем, расследование будет продолжено. Как подчеркнул Индин, ЧТЗ отступать не намерен, и служба экономической безопасности будет пытаться защитить законные права предприятия. Хотя Иван Ефимович понимает, что и перед следственными органами стоит непростая задача: таких прецедентов в судебной практике еще не было.
- По закону контрафактную продукцию надо изымать и утилизировать,- говорит Индин. - И если бы речь шла о пиратских компакт-дисках или об отдельных деталях машин, незаконно изготовленных серыми производителями, для правоохранителей все было бы очевидно. А что делать с контрафактными бульдозерами? По идее они тоже должны быть изъяты из оборота. Но для нас сейчас важно создать прецедент, чтобы в итоге было принято судебное решение, защищающее законные права предприятия, которые были нарушены.
Как стало известно, в одном из соседних регионов обнаружены еще три контрафактных бульдозера, изготовленных тем же серым производителем, и по ним тоже начата проверка. Иван Индин надеется, что в дальнейшем удастся добиться объединения всех установленных эпизодов в одно уголовное дело. Тогда шансы довести расследование до конца значительно вырастут.
Напомним: по данным заводской службы продаж, в регионе работают до десяти компаний, которые выпускают контрафактную тракторную технику под брендом "ЧТЗ". Но следственным органам впервые удалось обнаружить и арестовать целую партию "поддельных" тракторов. Появилась реальная возможность пресечь деятельность недобросовестных предпринимателей, наносящих ущерб репутации Челябинского тракторного завода.
Источник: www.mashportal.ru