Заповеди системы менеджмента качества
Лицензирование ремонтной деятельности подвижного состава отменено. Как управлять качеством? Действенный помощник в этом вопросе – система менеджмента качества. Рассмотрим нюансы ее внедрения и реализации.
Маргарита Венгеровская,
инженер по стандартизации и сертификации ИЦТПС ЖТ (Екатеринбург)
Напомним историю вопроса. Сертификация в России началась в 1992 года, когда наметился спад хозяйственной деятельности предприятий. Поскольку производство сокращалось, Госстандарт принял решение о представлении к сертификации систем качества не в полном объеме, а в составе требований, связанных только с производством продукции. За бортом сертификации остались политика в области качества, анализ контрактов, требования к закупкам продукции. Отныне можно было уделять внимание только производственной части системы качества, что значительно облегчило создание системы менеджмента качества (СМК). Предприятия, которые не могли разработать СМК, получали возможность участвовать в полноценной системе сертификации через ее часть – сертификацию производства. А это и есть первый этап на пути к сертификации СМК.
СМК предприятий должна создаваться с учетом требований международных стандартов Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО (версия 2008 г.) и требований Системы добровольной сертификации, признанной Министерством транспорта. Но предъявлять к сертификации на первом этапе можно только производственную часть, что тоже удобно.
По этапам за качеством
Поэтапный подход к сертификации СМК позволяет сначала довести до соответствия технологию и организацию ремонтного производства, связанного с выполнением большого количества нормативов и требований к производству и испытаниям отремонтированного подвижного состава, а затем переходить к применению требований стандартов ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества в полном объеме.
Однако добиться соответствия ремонтных работ требованиям технологических процессов – только часть работы. Еще важнее наладить постоянную систему контроля и испытаний после ремонта, как сборочных единиц, так и тепловоза в целом. И последний шаг, необходимый для выдачи сертификата соответствия – разработка стандартов организации для создания действующей системы менеджмента качества в приложении на конкретное ремонтное производство.
Только при качественной подготовке документов СМК, отсутствии значительных несоответствий при проверке ремонтного производства, орган по сертификации в системе добровольной сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.
Результатом проведения сертификации предприятия должна стать действующая система менеджмента качества, обеспечивающая качественное выполнение работ предприятия на любом этапе производственного цикла.
Просто наличие Системы менеджмента качества – еще не гарантия качества.
Конечно, при нормальной разработке и внедрении СМК при полной поддержке руководства предприятия реально повышается эффективность работы и ее управляемость; ресурсы тратятся эффективнее, разработки проводятся с минимумом исправлений; необходимые для улучшения производственных процессов изменения быстрее, проще, с меньшими затратами внедряются в производство. Но на деле система нередко внедряется лишь формально. В этом случае возникает обилие формальных доказательных документов, затратных по времени их подготовки, и очередная статья немалых расходов.
В соответствии со стандартами Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО для СМК заложены на 8 принципов менеджмента качества.
1. Ориентация на потребителя.
2. Лидерство руководителя
3. Вовлечение работников
4. Процессный подход
5. Системный подход к менеджменту
6. Постоянное улучшение
7. Принятие решений, основанное на фактах
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Данные принципы обязательно должны быть учтены при разработке стандартов СМК организации, что означает наличие в стандартах конкретных требований по отношению ко всем участникам производственного процесса. Каждая организация, кроме Руководства по качеству, должна иметь следующий минимум стандартов организации по управлению своей системой СМК в применении на производство:
· управление документацией;
· управление записями;
· корректирующие действия;
· предупреждающие действия;
· внутренний аудит;
· управление несоответствующей продукцией.
Учитывая специфику производства на предприятиях ППЖТ необходимо иметь дополнительно следующие стандарты организации:
· по управлению персоналом
· по управлению средствами измерений (метрологический);
· по аттестации испытательного оборудования;
· по закупкам.
Стандарт управления персоналом должен учесть необходимость проведения постоянной работы по обучению занятых в производстве работников нормативным техническим документам и стандартам СМК организации, связанным с применением СМК на конкретной рабочей позиции.
В стандарте по закупкам, в разделе по анализу закупок должны быть учтены требования не только коммерческого директора и снабженцев, но и работников подразделений непосредственно использующих запчасти при производстве ремонта, как ремонтируемого подвижного состава, так и ремонтируемого оборудования самого производства. Причем, с учетом данных по эксплуатации этих запчастей. Для чего необходима, в частности, и организация опроса потребителя, эксплуатирующего отремонтированный подвижной состав. Раздел данного стандарта по входному контролю закупок определяет окончательный результат и качество всех производственных процессов, где закупки используются. Поэтому важно определить в нем все характеристики, которые необходимо контролировать на стадии входного контроля. При наличии конкретных параметров должно быть их полное совпадение вплоть до последней цифры допуска с параметрами, указанными в технологической документации. Но чтобы соблюсти данные требования, нужно в стандарте по управлению записями предусмотреть одновременное внесение изменений в связанные между собой нормативные документы с конкретным указанием таких документов. Не должна быть препятствием и принадлежность документов разным подразделениями предприятия, и формальная подчиненность различным руководителям.
Рекомендация
Важно обратить внимание и на соблюдение требований обязательной сертификации при выполнении ремонта техники. Иногда при ремонте приходится заменять непригодные к ремонту узлы и детали на новые. При определенных видах ремонта эта замена предусмотрена техническими и технологическими документами. Если такие сборочные единицы или детали входят в номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, то замена должна происходить только на сертифицированную продукцию с сертификатом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ. Здесь надо обязательно сверять свои действия с требованиями ССФЖТ.
Нарушение требований к обязательной сертификации и к метрологии ведет к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КО АП РФ), статья 19.19 части 2 и 3.
Рассмотрим случай, когда предприятие сталкивается с сертифицированной в ССФЖТ продукцией, которая не соответствует заявленному при сертификации соответствию нормативному документу или норме безопасности. Рекомендуем действовать следующим образом: кроме обычного в таких случаях действия отдела снабжения, следует отправить копию письма с претензиями поставщику в адрес «Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» («РС ФЖТ»), который имеет право прервать действие сертификата и этим лишить поставщика несоответствующей продукции права на ее продажу.
И никогда не забывайте отражать свои требования в стандарте по закупкам.
СМК от первых лиц
Необходимо отметить, что самым важным требованием для получения действующей СМК является лидерство руководителя, так как окончательное решение по совершенствованию работы СМК принимает он. Информация, которая служит основанием для принятия решения, должна быть максимально достоверна. Для чего необходимо, чтобы помощник руководителя, отвечающий за качество, был напрямую подчинен руководителю и ни от кого ниже рангом не зависел.
Все вышеизложенное способствует тому, чтобы в результате сертификации ремонтного производства или системы менеджмента качества, предприятие получило действующую систему управления качеством.
Реальная СМК должна на стадии производства обнаружить и ликвидировать несоответствия, ведущие к финансовым потерям. Анализ работы СМК поможет не допустить появления несоответствий стандартам и нормам. Важны, особенно в начальный период работы СМК, действия организационные, что не требует больших финансовых затрат.